Начинающий писатель: с чего начать?

Моя первая встреча с издателем состоялась в далёком 1997 году. Беседа меня увлекла, поскольку мой виз-а-ви оказался весьма приятным и умным человеком (как я потом узнал, это был директор издательства). «Так Вы ведь не принесли никаких текстов! Что мы обсуждаем?», - постоянно повторял он. В самом деле, никаких текстов я на встречу не принёс, и мой визит носил дипломатический характер. В тот день я сделал вывод, который ношу при себе до сих пор: чтобы заявить о себе, как о писателе, нужно располагать хотя бы одной завершённой работой. Нужен текст! Сразу сделаю уточнение: далеко не все занимающиеся писательством собираются им зарабатывать – многие подвергают себя мукам творчества ради самого творчества, а точнее, ради удовольствия.

Естественным образом возникает новый вопрос: каким текстом лучше обзаводиться? Во-первых, таким, который представляет творческую индивидуальность автора наилучшим образом. То есть, желательно, чтобы текст был в чём-то уникальным, свойственным только одному человеку на планете (по возможности). И, во-вторых, по объёму текст должен быть не менее повести, а ещё лучше – роман. Издатели предпочитают работать с материалом, который делает пуск полиграфической машины целесообразным (финансово и технологически). Разумеется, есть ещё и «в-третьих»! И это «в-третьих», пожалуй, одно из самых непростых. Начинающему автору придётся столкнуться с вопросом: кто оплатит тиражирование его текста? Собственно, вариантов всего два – либо сам автор, либо издательство. Издательство, в каких-то случаях, расходы по тиражированию и распространению текста может взять на себя, но далеко не всегда. Если платить нужно будет автору, то он должен это иметь в виду с самого начала.

Если автор не претендует на регулярный заработок писательством, и не предполагает быть профессионалом, тогда стартовать ему будет куда проще. Тогда нет никаких ограничений, кроме внутренних барьеров, собственных предрассудков, чрезмерной тяги к перфекционизму. «Я должен создать нечто гениальное, или вообще ничего не буду создавать!». Такая самоустановка контрпродуктивна и, более того, разрушительна. Любой писатель, даже титан наподобие Льва Толстого или Хемингуэя, совершенствуется всю жизнь. От постановки простых творческих задач, к более сложным, масштабным. Как говорит пословица, прежде чем побежать, надо сначала научиться уверенно ходить. Для писателя это означает постепенное овладение ремеслом, выработку творческого метода, поиск тем и набор опыта, в том числе и жизненного. Повторюсь, для автора, не стремящегося к продаже своих текстов, важно лишь одно: всегда работать так, чтобы работа приносила удовольствие.

Имеет ли смысл общение с другими авторами? С моей точки зрения, имеет. Но! Лично я общался бы только с таким автором, который меня значительно превосходит – тогда я видел бы смысл. И самым важным и нужным общением для творца является общение с самим собой. Литератору надо почаще встречаться с самим собой! Чтобы получше в себе разобраться, расставить приоритеты, обнаружить свои недостатки и преимущества. Общение с другими авторами на предмет «поживиться творческими идеями» никогда не принесёт ожидаемого результата. Все мы разные, у всех нас разные уровни мастерства, разные судьбы, поэтому круг тем, интересный одному автору, для другого попросту непригоден. Чистый исток творчества находится не снаружи, а внутри литератора, его надо обнаружить, протоптать к нему дорожку, и научиться черпать из него вдохновение. Тексты, составленные «от чистого истока», на определённом уровне мастерства, всегда найдут своих читателей.

PS Мои литературные миниатюры можно почитать здесь: