Как развить литературный вкус

Что такое литературный вкус? Я на этот вопрос ответил бы так: вкус – это система предпочтений. Проще говоря, вкус – это способ раскладывать прочитанное по полочкам «хорошее» и «плохое». Не только прочитанное (книга), но и увиденное (скульптура, кинофильм), услышанное (симфония). Вкус субъективен, индивидуален, и это неоспоримая данность. Он формируется в процессе чтения, наблюдения над действительностью, диалога.

Литературный вкус не только стихия, в нём есть и объективные аспекты. Во-первых, вкус формируется конкретной эпохой, под её постоянным влиянием и имеет смысл только в данную эпоху. Во-вторых, дать определение понятиям «хорошее» и «плохое» сложно лишь на первый взгляд. «Хорошо» в литературе то, что людей объединяет, примиряет, содействует их взаимопониманию. «Плохо», соответственно, то, что делает людей разобщёнными, разжигает рознь, провоцирует конфликты. Если исходить из предпосылки, что литература, и искусство в целом, есть лекарство, призванное врачевать, то оценить новеллу или роман не будет так уж сложно.

«Человеку можно помочь только правдой». Эту идею Хемингуэй объявил основополагающей для своего творчества. В свою очередь, возникает вопрос: какое чувство отображено автором правдиво, а какое выдумано? Сложность в том, что для оценки правдивости чувства не существует точного прибора. Чувство не поддаётся логическому объяснению, а зачастую является парадоксальным. Однако, и здесь не всё так безнадёжно запутано, как может показаться на первый взгляд. Ошибок не будет, если в оценке чувства полагаться на его проявления. Литературный герой говорит «люблю!» – не обязательно верить ему на слово, можно проследить за его поступками. Если дерево утверждает, что оно яблоня, то его версию можно будет проверить летом, когда придёт пора плодоносить.

О себе могу с уверенностью сказать, что потратил уйму времени на чтение книг никчемных. В период с 15 до 30 лет я читал много, запоем, всё, что мог найти в домашней библиотеке, институтской билиотеке, или взять на время у друзей. Истиной является только то, что подтверждается опытным путём. Нужными книгами мы имеем основание назвать только те, которые помогают нам быть счастливее. Лев Толстой в своих дневниках высказал мысль, что есть не более 100 книг, всех времён и народов, которые действительно полезны для человека. Разумеется, он в рассуждениях не выходил за рамки европейской литературы и культуры. Эти 100 книг таковы, что, не прочитав их, обедняешь себя, и теряешь уникальные духовные знания. Со временем список книг, критически необходимых для достижения приемлемого культурного уровня, Лев Толстой уменьшил до 50-60. (При наличии интереса можно прочитать этот список в дневниках Льва Толстого). В список Льва Толстого входили книги Виктора Гюго, Александра Дюма, Гомера, и так далее. Кстати, подобные списки обязательного чтения составляли и другие великие писатели – например, Виктор Гюго.

Как говорит китайская мудрость, «дорогу осилит идущий». При наличии желания развиваться, надо брать в руки книгу и читать. Особых хитростей нет! Если постоянно читать, анализировать прочитанное (не принимая его на веру), искать практического применения полученным знаниям, то литературный вкус будет развиваться. Можно ли задавать этому процессу какие-то точные временные рамки? Можно! Вопрос в том, а нужно ли? Как показывает мой личный опыт (мне проще опираться именно на него), это путь длинный, и ошибки не только возможны, но и неизбежны. Однако, стоит ли бояться ошибок? Не на ошибках ли учатся? Ошибка возможна только одна: отсутствие усилий, застой. Если ничего не читать, не изучать, не задаваться вопросами, то развития не будет. И, что хуже всего, будет постепенная деградация.


PS Мои литературные миниатюры можно почитать здесь: