Литература в эпоху Интернета

Литература в эпоху Интернета стала другой… и осталась прежней. Инь и Янь. Она изменилась, потому что взяла на вооружение новые методы оформления текста и коммуникации с читателем: интерактивность, пиктограммы, анимацию, ссылки на первоисточники, дополнение в виде видео (приношу извинения за каламбур!). При этом не изменились её цели и задачи. Как и прежде, литература есть «человековедение», и занимается она изучением Человека, как явления природы. (Здесь я не буду вдаваться в анализ литературных течений, которые существуют во множестве, и ставят перед собой очень разные цели. Называя литературу «человековедением», я отдаю должное лишь мейн-стриму, говоря на современном сленге).

Существенным изменением (в лучшую сторону) я бы назвал оперативность, ранее невиданную. Буквально несколько минут нужно автору для того, чтобы залить текст на сайт и получить первых читателей. Эта технологическая возможность создала плеяду литераторов, которые называются «блоггерами». Их читательская аудитория составляет десятки миллионов, а отдельные посты буквально в течение суток могут прочитать сотни тысяч. Оценить пост, оставить комментарий: замечательная возможность и для читателя, и для автора! Обратная связь, называемая нынче интерактивностью, превратила общение автора с публикой из монолога в диалог.

Площадки в Интернете для общения по интересам – также новая возможность, которая позволяет объединиться литераторам с целью обмена мнениями. По сути, авторы на таких площадках присутствуют в двух ипостасях: и как авторы, и как читатели. Можно упомянуть ещё и третью ипостась: литературный критик. Возможность выставить оценку, оставить подробный комментарий, поспорить с автором и с другими читателями, по сути, каждого делает литературный критиком. По большей части, такие Интернет-порталы существуют на основе свободного волеизъявления участников, и в этом их большое достоинство.

Конкурсы авторов в Интернете уже давно стали регулярными и популярными. На них можно посоревноваться и ради денежного вознаграждения, и ради профессионального интереса. Мне довелось участвовать в конкурсе начинающих литераторов, где я смог и себя показать, и на других посмотреть. На том конкурсе я приобрёл друзей, с которыми общаюсь по сей день.

Форма литературного повествования естественным образом приспосабливается к новым возможностям. Появились тематические блоги, авторские веб-сайты, авторские книжные Интернет-магазины, творческие агентства и так далее. Как следствие, в литературный процесс вовлечены тысячи авторов. Они находятся на разных ступеньках профессионального мастерства, но сути процесса это не меняет. Таким образом, при желании, можно выслушать и принять во внимание громадное количество точек зрения, мнений и концепций, по любому вопросу. Я, рождённый в СССР, хорошо помню времена, когда граждане категорически делились на две категории: писатель и читатель. Дозволялось быть кем-то одним. Чтобы войти в категорию «писатель», нужно было получить официальную аттестацию, а именно: вступить в союз писателей. Союз писателей в те далёкие времена был только один, альтернативы государственным устройством не предусматривались. Не только альтернативы, а даже гипотетическая возможность их легального существования. Как видим, в 21-м веке ситуация изменилась коренным образом, по моему мнению – к лучшему.

Изменилось ли содержание литературы, в свете выше сказанного? Не думаю. Изменился антураж, герои, но не проблематика. Впрочем, могут ли проблемы, занимающие и мучающие человечество, измениться? Психология человека есть константа, поэтому литературные конфликты и коллизии кочуют из века в век.


PS Мои литературные миниатюры можно почитать здесь: