«Узнать на что ты способен можно только в соревновании с классиками», – эти слова Хемингуэя вряд ли когда-нибудь потеряют актуальность. Это соревнование не столько ради победы, сколько для понимания высоты планки. У меня лично (мне проще говорить о себе) были периоды, когда я читал непрерывно и много, пытаясь найти ответы на животрепещущие вопросы бытия. Теперь я знаю, что потратил много времени на чтение художественной литературы, совершенно бесполезной, но знаю также и то, что мои усилия были не напрасны и со временем дали плоды. Лев Толстой в своих дневниках опубликовал список чтения, в который вошли самые лучшие произведения европейской литературы всех времён (по версии Льва Толстого), от «Илиады» Гомера до «Отверженных» Гюго. Список состоял из 50-80 названий книг, и в разные периоды жизни Лев Толстой его обновлял, изменял. Такой же список составляли другие великие писатели – например, упомянутый выше Виктор Гюго.
«От обилия чувств говорят уста». Эта библейская истина очень точно указывает творцу на неистощимый источник вдохновения. То, что ужасает, имеет все шансы лечь в основу сюжета трагедии. То, что умиляет, легко превратить в мелодраму. То, что забавляет или смешит, просится на бумагу, чтобы быть облечённым в форму комедии. (Облачённым в шутовской кафтан!). «Правда жизни существует в искусстве как правда жанра». Не помню, кому принадлежит это меткое изречение. Впечатления, полученные автором при наблюдении реальной действительности, должны быть переплавлены и воссозданы заново – уже в виде реальности литературной, сценической, музыкальной.
Как я уже упомянул, мне проще говорить о себе. У меня за плечами почти десять лет службы в театре, в качестве актёра. Хорошо помню, хоть дело было давно, как я в свободное от репетиций и спектаклей время придумывал сценки и диалоги. Я делал это не потому, что меня кто-нибудь просил или обязывал, а потому, что мои персонажи как-то появлялись внутри меня и «стучались в мир, доверчиво и властно». Кое-что из своих набросков, более или менее оконченное, я показывал своим друзьям, коллегам по творческому цеху. И один из актёров моего театра однажды выслушал меня и вдруг сказал: «Пиши пьесу!». «Кто? Я? Разве я могу?», – это была моя первая мысль, а первым чувством было изумление. Шли дни, постепенно я привыкал к предложенной мне роли «драматурга», и моё воображение работало, генерируя текст. Сделанное я показывал моему литературному «крёстному отцу», с нетерпением ожидая его оценку, совет, поощрение. Возможно, читающему эти строки повезёт, и судьба тоже укажет ему на его Вергилия, который бывает так нужен каждому будущему Данте. Бесспорно, подсказка профессионала, а тем более талантливого профессионала, может сыграть решающую роль в творческой судьбе начинающего писателя.
Выскажу ещё одно соображение. По моему мнению, автора стимулирует участие в литературном конкурсе, каком-нибудь творческом соревновании. Сама атмосфера мероприятия заставляет проявить организованность, собранность и сделать максимум возможного в сжатые сроки. Важный момент: конкурс является хорошей площадкой (так сказать, тусовкой) для новых знакомств с литераторами, издателями, владельцами книжных магазинов и Интернет-порталов. Позитивное влияние коллег на развитие таланта писательницы, или писателя, может быть едва уловимым, но оно в таких ситуациях, определённо, имеет место.
Как можно стать писательницей/писателем? Не всё можно предвидеть, и гадание на кофейной гуще здесь не поможет. Более того, в карьере литератора (если речь идёт именно о карьере) не всё будет зависеть от самого литератора. Что можно предпринять в этой ситуации? Можно сделать всё, что можно. Всё, что зависит от воли творца и находится у него под контролем. Пробовать свои силы, создавая новые и новые тексты, ставя перед собой более сложные творческие задачи. Искать общения, которое окажется полезным и вдохновляющим. Если нет спроса на уже сделанный литературный труд, можно отложить его в стол, до поры, до времени. Талантливо сделанный текст всегда найдёт своего читателя, рано или поздно! Что касается гения, то ему и вовсе не о чем волноваться – как сказал Хемингуэй, «безвестных гениев не бывает».
«От обилия чувств говорят уста». Эта библейская истина очень точно указывает творцу на неистощимый источник вдохновения. То, что ужасает, имеет все шансы лечь в основу сюжета трагедии. То, что умиляет, легко превратить в мелодраму. То, что забавляет или смешит, просится на бумагу, чтобы быть облечённым в форму комедии. (Облачённым в шутовской кафтан!). «Правда жизни существует в искусстве как правда жанра». Не помню, кому принадлежит это меткое изречение. Впечатления, полученные автором при наблюдении реальной действительности, должны быть переплавлены и воссозданы заново – уже в виде реальности литературной, сценической, музыкальной.
Как я уже упомянул, мне проще говорить о себе. У меня за плечами почти десять лет службы в театре, в качестве актёра. Хорошо помню, хоть дело было давно, как я в свободное от репетиций и спектаклей время придумывал сценки и диалоги. Я делал это не потому, что меня кто-нибудь просил или обязывал, а потому, что мои персонажи как-то появлялись внутри меня и «стучались в мир, доверчиво и властно». Кое-что из своих набросков, более или менее оконченное, я показывал своим друзьям, коллегам по творческому цеху. И один из актёров моего театра однажды выслушал меня и вдруг сказал: «Пиши пьесу!». «Кто? Я? Разве я могу?», – это была моя первая мысль, а первым чувством было изумление. Шли дни, постепенно я привыкал к предложенной мне роли «драматурга», и моё воображение работало, генерируя текст. Сделанное я показывал моему литературному «крёстному отцу», с нетерпением ожидая его оценку, совет, поощрение. Возможно, читающему эти строки повезёт, и судьба тоже укажет ему на его Вергилия, который бывает так нужен каждому будущему Данте. Бесспорно, подсказка профессионала, а тем более талантливого профессионала, может сыграть решающую роль в творческой судьбе начинающего писателя.
Выскажу ещё одно соображение. По моему мнению, автора стимулирует участие в литературном конкурсе, каком-нибудь творческом соревновании. Сама атмосфера мероприятия заставляет проявить организованность, собранность и сделать максимум возможного в сжатые сроки. Важный момент: конкурс является хорошей площадкой (так сказать, тусовкой) для новых знакомств с литераторами, издателями, владельцами книжных магазинов и Интернет-порталов. Позитивное влияние коллег на развитие таланта писательницы, или писателя, может быть едва уловимым, но оно в таких ситуациях, определённо, имеет место.
Как можно стать писательницей/писателем? Не всё можно предвидеть, и гадание на кофейной гуще здесь не поможет. Более того, в карьере литератора (если речь идёт именно о карьере) не всё будет зависеть от самого литератора. Что можно предпринять в этой ситуации? Можно сделать всё, что можно. Всё, что зависит от воли творца и находится у него под контролем. Пробовать свои силы, создавая новые и новые тексты, ставя перед собой более сложные творческие задачи. Искать общения, которое окажется полезным и вдохновляющим. Если нет спроса на уже сделанный литературный труд, можно отложить его в стол, до поры, до времени. Талантливо сделанный текст всегда найдёт своего читателя, рано или поздно! Что касается гения, то ему и вовсе не о чем волноваться – как сказал Хемингуэй, «безвестных гениев не бывает».
PS Мои литературные миниатюры можно почитать здесь: