Как сочинить рассказ

Общепринятого определения рассказа, как литературной формы, не существует, но все определения сходятся на том, что нужен один герой, как минимум, и одно событие. Возникает вопрос: что считать событием, а что нет? То есть, термин «событие» также требует раскрытия и уточнения, как и термин «рассказ». Выскажу несколько соображений, которые, с моей точки зрения, будут полезны начинающему автору.

Первый, и важнейший, признак события есть перемена, которая происходит в жизни героя. Герой после совершения события должен стать другим, с новой шкалой ценностей, с новыми знаниями, и тому подобное. «До и после». Вот, по сути, краткая формула литературного рассказа.

Второй важный момент. Событие в жизни литературного героя может быть заметным внешне, а может не быть. «Упал. Потерял сознание. Очнулся – гипс!». Эта реплика из кинофильма «Бриллиантовая рука» не что иное, как краткий рассказ о событии, которое внесло в жизнь героя существенные перемены. В данном случае событие внешнее, зримое. Чеховским героям свойственно меняться внутренне, в тот момент, когда наблюдателю (читателю, зрителю) кажется, что с героем ничего не происходит. В любой из чеховских театральных пьес зрителю виден обычный быт, один и тот же изо дня в день. А события, как бы, спрятаны писателем где-то между строк. Множество внутренних, невидимых миру, перемен происходят с Родионом Раскольниковым, героем романа «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского.

Третья особенность: событие может быть парадоксально. Например, диагностированная врачом язва желудка может пациента несказанно обрадовать – если он подозревал раковую злокачественную опухоль. У человека, прошедшего через такое испытание неведением, гора упадёт с плеч.

Что ещё может понадобиться автору для составления рассказа? Второстепенные действующие лица. Они могут пригодиться, чтобы оттенить чувства главного героя, сделать их более яркими и ясными. Согласно известной театральной поговорке, «короля играет свита». Уберите со сцены придворных, застывших в долгом подобострастном поклоне, и на сцене останется обычный человек, в котором ничто не будет выдавать вершителя судеб миллионов людей. Второстепенные герои удобны и с точки зрения чисто ремесленной: в нужный момент они могут подать главному герою реплику, задать вопрос, прочее.

Строится рассказ так же, как и крупная литературная форма (повесть, роман). Элементами сюжета в нём являются завязка, развитие, кульминация, развязка. Откуда брать сюжет? Из впечатлений, которые автору представляются важными, непреходящими. Если автор говорит о том, что не имеет для него значения, читатель его легко и быстро «рассекретит»: если происходящее в произведении не волнует автора, почему должно волновать читателя? В самом деле, у каждого своя жизнь, свои воспоминания, свои мечты.

Для рассказа, как для малой литературной формы, нужен яркий и точный финал. Точка. В этом смысле рассказ напоминает мне театральную миниатюру, успех которой полностью зависит от выразительности финала.

В качестве примера короткого рассказа, предлагаю свою литературную миниатюру. В неё есть всё, что необходимо для рассказа: главный герой, второстепенные и эпизодические действующие лица, а также ясная финальная точка. Миниатюра называется «Виолетта», её можно прочитать здесь:

https://www.proza.ru/2018/12/07/2026