Как сочинять сказки для детей

Если мне что-нибудь сказать по-китайски, я не пойму. Возможно, сказанное будет цитатой из великого поэта, или писателя, я не смогу оценить красоту слога. Почему так? Со мной говорят на незнакомом мне языке. Когда ребёнку вещают о чувствах, которые ему не доступны (из-за возраста), это то же самое, что со мной говорить по-китайски. Ребёнок ничего не поймёт, и будет раздосадован или даже заплачет (у некоторых детей возбудимость повышена). Чувства, которыми автор делиться с детьми, должны быть им либо знакомы, либо доступны. Надо иметь в виду, что ребёнок, слушая сказку, ничего не додумывает и воспринимает информацию так, как она подаётся. Объяснение происходящего, событий, поступков действующих лиц, должно быть последовательным и простым, тогда ребёнок его воспримет и усвоит. Шаг за шагом, не запутывая ребёнка, и не перегружая его внимание.

Я окончил Харьковский институт искусств, по специальности «актёр театра кукол». И мой собственный опыт работы с детской аудиторией убедил меня в том, что раньше 5 лет ребёнку в театре делать нечего: он быстро утомляется, его реакции гипертрофированы и непредсказуемы. В спектакле Харьковского театра кукол, поставленном по украинской народной сказке «Ивасик-Телесик», главного героя «забирала смерть». Смерть была решена художником спектакля в виде человеческого скелета, одетого в длинную чёрную мантию, и с косой в руках – визуальный образ, который предельно традиционен и на взрослого не произведёт никакого впечатления. Во время спектакля, при появлении куклы Смерти, дети в зрительном зале пугались, могли закричать от испуга, иногда начинали плакать. Ход спектакля замедлялся, ломался. Театр принял меры: перед спектаклем, до начала действия, детям показывали «опасную» куклу и объясняли, что пугаться её не нужно. «Дети, вы не будете бояться эту куклу?», - спрашивал актёр театра. «Не-е-е-т!», - уверенно и дружно отвечали дети. И пугались! Сочиняя сказки для детей, автор должен помнить, что реакция ребёнка своеобразна, и далеко не всегда предсказуема.

Зато дети очень любят весёлое! Обожают. Детская аудитория немедленно откликается на заведомо смешные поступки и действия героев. Если в театре кукол поставить спектакль, состоящий из беготни героев, их падений, столкновений и набиваний шишек на лбах, то успех гарантирован. Дети пугаются, когда им страшно, зато хохочут до упада, когда чего-нибудь пугаются действующие лица сказки. (Это ещё раз о непредсказуемости ребёнка в качестве зрителя или слушателя сказки). Герои сказок будут ребёнку обязательно симпатичны, если они задорны, подвижны, любопытны. «Развлекая – поучать». Эта методика воспитания отлично работает для детской аудитории. Кстати, она вполне применима и для взрослых. Развлечение гораздо привлекательней сухой дидактики, в любом случае, для любого возраста.

Где брать сюжеты? Современность – лучший источник сюжетов для начинающего автора. Есть ли смысл сочинять сказки о временах, которые автору незнакомы? Литература и существует для того, чтобы люди могли помочь друг другу разобраться в духовной жизни их эпохи. Технологии издательского дела дают нынешним авторам возможность текст не только иллюстрировать, но и озвучить. Интерактивные книги, с моей точки зрения, открывают простор для авторской фантазии, и любимы детьми. Книга с функционалом игры – уже не редкость. И объёмные иллюстрации теперь тоже не редкость. Книги, которые поют, плавают. И так далее. И, в конце концов, каждая эпоха ждёт тех, кто сможет запечатлеть её в образах, символах. С кого брать пример? У кого учиться сочинять сказки? У классиков, конечно, эта мысль проста и лежит на поверхности. С моей точки зрения, начинающему автору детских сказок надо перечитать всего Андерсена. Кроме Андерсена? На вкус. Кому-то ближе творчество братьев Гримм, кому-то страшилки Гофмана, а кому-то эпос «Тысяча и одна ночь». «Брать пример», конечно, не означает копировать. Влияние гениев опосредовано, незаметно. Они задали высоту творческой планки, на которую надо ориентироваться автору, чтобы понять, на что он способен.


PS Мои литературные миниатюры для взрослых и для детей можно почитать здесь: