Как развить литературный талант

Способов развития литературного таланта, по сути, есть только два: 1. самостоятельное развитие, и 2. развитие с привлечением консультантов. Что касается возможностей саморазвития, то, по моей оценке, они исчерпывающие. Начиная с всевозможных учебных пособий для изучения теории искусства, заканчивая сайтами издательств, блогами и онлайн-конкурсами, которые привлекают к себе пристальное внимание начинающих авторов, и, участвуя в которых, можно найти интересную практику, интересные знакомства. Подчёркиваю: выбор консультанта – дело вкуса, и выбор должен основываться на личных предпочтениях. С моей точки зрения, правильный выбор можно сделать только после прочтения текстов, которые составлены самим консультантом. Уровень, которого достиг в литературной практике консультант, это лучший аргумент в его пользу. Второй момент – совместимость в общении. Есть специалисты, которые много чего умеют, но научить кого-нибудь не способны. Проблема ещё и в том, что путь, пройденный одним автором, совершенно не годится для другого, поэтому «рассказы об успехе», в качестве методики обучения, вряд ли будут эффективны.

Один мой знакомый говорил: «Практика – лучшая грамматика». Кажется, это заимствовано у кого-то из древних римлян, я не уверен в том, что знаю имя автора, но знаю точно, что совет он дал дельный. Развивать литературный талант можно и нужно в процессе составления текстов. Только так можно доподлинно выяснить, что у автора получается, а что нет, что его «греет», а что оставляет равнодушным. Для начала работы над текстом начинающему автору придётся выбрать одну из множества возможных тем творчества, и сосредоточить своё внимание на ней. Поэтому первым шагом, первым этапом в литературной практике, я назвал бы момент выбора темы, эпохи и антуража. Лично за собой, как за автором, я наблюдаю давно, и сделал вывод о том, что мне лучше не браться за изложение событий, в которых я не участвовал (так или иначе). Зато рассказы автобиографического характера удаются мне легко, и в них я достигаю качества звучания, которое для себя считаю приемлемым. Уточняю: это не рекомендация, которой надо следовать как кухонному рецепту, а информация к размышлению.

Поднявшись на первую ступеньку, сделав выбор темы, и создав текст, надо сделать шаг на следующую: показать свою работу читателям. Волнующий момент! Есть театральный жаргон, который гласит «дуракам полработы не показывают!». Критические замечания, высказанные в нетактичной форме, могут нанести начинающему автору серьёзную душевную рану. Общеизвестный факт: Сергей Рахманинов после провала первого публичного исполнения его произведения несколько лет не мог сочинять музыку. Своих первых слушателей лучше отобрать лично, предупредив их, и заранее подготовив читку. С достижением некоторого уровня в литературном ремесле, с получением первых одобрений обязательно придёт уверенность в своих силах. А, кроме того, у каждого практикующего автора постепенно вырабатывается свод требований к качеству его текста, и отступления от собственных стандартов им фиксируются. Исправляются допущенные ошибки, или автор даёт сам себе поблажку, не имеет значения – важно, что происходящему даётся правильная оценка.

В кругу моих знакомых, занимающихся литературным творчеством, есть те, кто работает «в стол», не стремясь к широкому распространению созданных произведений, а тем более к их продаже. Причины у такой постановки дела могут быть разные. Например, отсутствие каких бы то ни было амбиций. Или неумение предлагать свой труд на продажу. Причиной долгой работы «в стол» может быть стремление автора выйти на тот уровень мастерства, ниже которого предлагать свои труды на продажу автор не согласен. Так бывает, что несмотря на полученные позитивные отзывы, или даже восторженные отзывы публики, начинающий автор продолжает упорную и кропотливую работу над собой.

У известной балерины, Майи Плисецкой, однажды спросили: «Как Вы заставляете себя становиться к станку? Где берёте силы для того, чтобы вынести боль и усталость?». Майя Плисецкая ответила: «Если приходится себя заставлять – тогда зачем заниматься балетом? Если творческий процесс выливается в преодоление боли и усталости – зачем его начинать?». Позволю себе перефразировать сказанное великой балериной: творчество тому, кто им занимается, должно приносить радость, а ещё лучше – счастье.


PS Мои литературные миниатюры можно почитать здесь: