Как развить литературный слог

«Если ты не можешь доходчиво сформулировать свои мысли, значит у тебя их нет». Для того, чтобы уточнить формулировки, достаточно уточнить мысли. То же с передачей чувств: если автор понимает их ясно, если его творческий замысел конкретен, добиться нужных формулировок ему будет легко. Туман в голове автора неизбежно выльется в туманный текст. Любой писатель, из когорты великих, отличается простотой изложения, которая сохраняется независимо от сложности взаимоотношений героев. «Представь себе во всех деталях, насколько это непросто, и потом расскажи об этом просто и доходчиво», – советовал Хемингуэй. Лев Толстой в своих дневниках говорил о том, что за намеренной нарочитой сложностью текста автор всегда прячет свою внутреннюю пустоту.

Я бы сказал так: развивая самого себя, развиваешь и свой литературный слог. Не могу представить себе автора, который в жизни говорит так, а в творчестве иначе. Каков автор в быту, таков он и в искусстве. Если в обычной речи литератор сбивается на сленг, на откровенную пошлость, на коллоквиальные обороты, то таким же будет его литературный стиль. Садясь за рабочий стол, литератор не может снять с плеч одну голову, и приставить на её место другую.

В дневниках Льва Толстого много статей и заметок на тему литературного языка, и один из его советов заключается в том, что автор должен учитывать особенности своего читателя. «Язык должен быть понятный, народный и умышленно не испещрённый словами местного наречия. Содержание должно быть доступно, не отвлечённо. Не должно слишком стараться быть поучительным, а дидактика должна скрываться под занимательностью формы. Вот правила ходячие для большинства людей, занимающихся народной литературой». Быть народным писателем, работать для многомиллионной аудитории, дано далеко не всем, и это означает, что автор, как профессиональный маркетолог, должен представлять себе запросы своей аудитории, своего сегмента. Какие образы, сравнения и метафоры будут правильно поняты именно этими читателями? Каков круг проблем, интересных именно этим читателям? И так далее. Лев Толстой также рекомендовал начинающим авторам читать книги мастеров литературного языка, среди которых лучшими он считал Чехова и Тургенева. Разумеется, речь идёт о начинающих авторах, которые собираются сочинять на русском языке.

Полагаться ли на мнение посторонних о литературном слоге? И да, и нет. Впечатления, высказанные умным и тонким читателем, безусловно, автору интересны всегда. С другой стороны, идеальный литературный слог присутствует только в воображении самого автора. Читатель, или литературный критик, может оценить прочитанный им текст, но читать со скрижалей души автора он не властен. Чрезмерно придавая значение мнениям со стороны, автор рискует утратить самобытность.


PS Мои литературные миниатюры можно почитать здесь: