Как научиться писать

Изучение теории искусства вряд ли когда-нибудь можно будет считать завершённым, поскольку количество интересных первоисточников огромно. С моей точки зрения, обязательным для прочтения является трактат Льва Толстого «Об искусстве». Почему именно он? Во-первых, Лев Толстой до сих пор входит в десятку наиболее цитируемых и читаемых авторов, хотя пик его творчества приходится на конец 19 столетия. Во-вторых, в трактате дан краткий обзор всех наиболее значимых трудов по эстетике, на начало 20 века. Информация в трактате изложена достаточно простым языком и, с моей точки зрения, его чтение не требует предварительной подготовки. Пользуясь трактатом «Об искусстве» можно сделать подборку чтения по вопросам эстетики, исходя из собственных предпочтений.

Мне проще говорить о себе самом, о своих наблюдениях, опыте и предпочтениях. Начинающему автору я рекомендовал бы прочесть автобиографическую повесть Эрнеста Хемингуэя «На зелёных холмах Африки». Редкий случай, когда Хемингуэй более или менее подробно высказался о предназначении писателя, о творческих методиках, о том, что содействует развитию таланта, а что его неминуемо губит. Мне повесть понравилась с первого прочтения, и потом я неоднократно к ней возвращался. К ней я прибавил бы ещё рассказ «Снега Килиманджаро», в котором речь идёт о судьбе писателя, наделённого способностью к серьёзной литературной деятельности. Свою харизму он использует для достижения всё более высокого личного комфорта, осваивая умение выгодно себя предложить и продать. Постановку весомых творческих задач герой «Снегов Килиманджаро» постоянно откладывает. С точки зрения Хемингуэя, установка на материальные выгоды не способствует творческому росту писателя, стремящегося к чему-то настоящему. «Будь я проклят, если напишу роман только для того, чтобы обедать каждый день!». (Эрнест Хемингуэй).

Знание классиков необходимо не для того, чтобы им подражать, чтобы копировать найденное ими содержание. Наоборот, это знание даст возможность не искать то, что уже найдено (надо иметь в виду, что на эти поиски иногда уходят годы, и даже десятилетия)! В выработке собственного стиля, содержания, уникальной формы повествования, неповторимого образного строя, языка, заключается главная задача начинающего автора. Лев Толстой в упомянутом мной трактате «Об искусстве» утверждает, что даже хорошо составленный литературный текст не может рассматриваться как достижение автора, если он, в той или иной мере, является заимствованием.

О творческой практике. По-моему мнению, в искусстве заниматься практикой проще, чем изучением теории. Необходимо и достаточно сосредоточиться на какой-то творческой задаче, и начать её реализацию. Что означает словосочетание «творческая задача?». Творческая задача берётся писателем не из учебника. Вернее, она берётся из учебника под названием «жизнь». Основой для литературного творчества могут быть любые впечатления, пережитые автором, и осмысленные настолько, чтобы они поддавались структуризации и изложению. «Писатель – это не тот, кто всё время пишет. Писатель – это тот, кто всё время думает, о чём писать». (Афоризм принадлежит Андрею Крылатову).

Для формулирования творческой задачи нужно исходить из того, что установка на создание произведения искусства коренным образом отличается от установки на составление коммерческого текста. Григорий Горин, советский писатель-сатирик, называл высокую литературу, стремящуюся к изображению правды, «нетленкой». Я далёк от оценивающих суждений, и не утверждаю, что занятия «нетленкой» это хорошо, а увлечение коммерческой литературой – плохо. Я говорю только о том, что произведение литературного искусства и коммерческий текст есть вещи, принципиально разные. Путаница или неточности, допущенные автором в момент постановки творческой задачи, могут обернуться муками творчества и плохим результатом.


PS Мои литературные миниатюры можно почитать здесь: