Как быть начинающему писателю

«Лучше писать для себя и потерять читателя, чем писать для читателя и потерять себя». Автор афоризма – Сирил Конолли, британский литературный критик. Я привёл его формулу, потому что она универсальна и точно отражает суть коллизии. У начинающего писателя есть два пути применения способностей. Первый путь: поиск истины, правды, невзирая на равнодушие издателей, на неприятие со стороны читателей, и прочие проблемы. Правдолюбцы во все века были не в чести, и пробивать себе дорогу им всегда было сложно. Однако, наградой им было, есть и будет восхищение мудрецов, плюс неувядающая слава. Второй путь: работа на продажи, то есть, составление коммерческих текстов, которые не претендуют на высокое качество. Награда – деньги, не в будущем, не от потомков, а сразу и сейчас.

Справедливости ради, надо внести поправку. Один и тот же автор может преуспевать в обоих направлениях. То есть, сочинять и произведения серьёзные, стремясь к высоким образцам искусства, и составлять лёгкую литературу по заказу издателей. Вот и деньги, и творческое удовлетворение, одновременно. Более того! Если автором, со временем, будет достигнут уровень, близкий к классикам, то будет хорошо продаваться и его «нетленка». Как сказал Хемингуэй, «безвестных гениев не бывает». Среди знакомых мне писателей-профессионалов есть такие, которые стремятся к высоким творческим достижениям, и в то же время, пишут и продают книги наподобие «5 способов построить счастливую семью». Повторюсь, современная литературная практика показывает, что такой путь развития начинающего автора уже давно проторен и проверен.

С чего начать карьеру литератора? С составления текстов. Только в работе литератор может познать самого себя. Что излагать? То, что болит, тревожит. Либо, наоборот, забавляет. Чем сильнее впечатление, которое автор хочет поверить бумаге, тем ярче получится текст. Чтобы получить хороший результат, автор должен разрешить себе быть свободным. Отбросив предубеждения, предрассудки, общепринятые «истины», автор окажет сам себе неоценимую услугу. Творческий процесс весьма ускорится, и очистится от ненужной шелухи, если удастся разрушить препятствия на его пути.

О чём писать? Мне кажется, для автора этот вопрос не актуален, даже если автор начинающий. Темы у талантливого человека есть на примете всегда, вопрос только в том, в какой последовательности над ними работать. Тут я хочу вернуться к афоризму, с которого начал статью: «лучше писать для себя и потерять читателя, чем писать для читателя и потерять себя». Произведение искусства является настолько ценным, насколько автор был искренним, составляя его. Это важный аспект творчества. Возможно, самый важный. Автор должен сочинять, как бы для себя самого, а не для публики. Заинтересованность автора неизбежно передастся читателям, и равнодушие также, в той же мере. Лев Толстой в трактате «Об искусстве» высказал мысль о том, что искренность для художника (творца) гораздо важнее крепкого знания ремесла.

Я знаю начинающих авторов, которым мешает развиваться их собственный перфекционизм (излишний). «Я всё делаю плохо», - идея позитивная, если на ней не делается чрезмерный акцент. Трудно брать в руки гитару после того, как послушаешь игру Пако де Лусиа. Трудно заниматься литературой, начитавшись Чехова. Перед глазами маячит вопрос: зачем пытаться делать то, что другие делают гораздо лучше? Да, всегда найдутся те, кто что-нибудь делает лучше, но, если разобраться, они делают другое. Они делают другое и по-другому. Каждый человек уникален, каждый талант тоже уникален. Любой автор, достигший определённого мастерства, будет востребован, и вокруг него рано или поздно сформируется аудитория. Его аудитория! Насколько аудитория будет обширна? Это другой вопрос. Пол Маккартни (знаток вопросов творчества!) сказал, что если сочинённая и спетая песня понравилась всего лишь одному слушателю, то она имеет право существовать.


PS Мои литературные миниатюры можно почитать здесь: