Как сочинить новеллу

В книге кинорежиссёра Федерико Феллини «Делать фильм» есть высказывание о том, что движение творца к теме его работы всегда встречное: «Я ищу фильм, а фильм ищет меня». Скорость реализации темы будет зависеть от степени готовности необходимого материала, то есть от качества предварительной работы (сбор информации, наброски сюжетов и образов).

Термин «новелла» имеет много разных трактовок. Ознакомившись с мнениями нескольких теоретиков, я пришёл к выводу, что новелла ничем не отличается от рассказа. То есть, новелла – малая литературная форма, при этом повесть – средняя, роман – крупная. Одной из основных примет рассказа, а также новеллы, является построение повествования вокруг одного действующего лица. В новелле могут быть второстепенные и эпизодические действующие лица, которые необходимы автору для движения сюжета, или для обострения конфликта. Начинающему автору надо иметь в виду, что классические литературные формы и каноны существуют и для того, чтобы их использовать, и для того, чтобы их нарушать. Разумеется, нарушение хорошо лишь в том случае, когда оправдано изнутри, особенностями авторского стиля или замысла.

Выбранную тему новеллы, а также весь антураж новеллы (нравы, быт эпохи) автору стоит изучить как можно более подробно. Как вариант, можно изначально остановиться на теме и антураже, которые близки автору и хорошо знакомы, во всех явных и скрытых подробностях. Что это даёт? Мысли и чувства автора не будут витать в пустоте. Приступив к обдумыванию любого эпизода, автор будет быстро находить в памяти нужные чувства, мысли, подробности. Как говорит популярная пословица, самая короткая дорога та, которую хорошо знаешь. Для всестороннего изучения темы годятся все доступные источники, и главный из них – Интернет.

Когда пианист (или вообще музыкант) берётся за исполнение произведения, он обязательно слушает его в исполнении своих предшественников. Слушая произведение со стороны, можно получить ответ на вопрос: на чём делали акценты до меня, и на чём акценты сделаю я? Если выбранная начинающим автором тема новеллы уже кем-то разрабатывалась, то достижения и находки других авторов могут представлять очень большой интерес. Не говоря уже о том, что знание предшественников поможет автору не ходить проторенными дорожками, рискуя впасть в прямой плагиат. Плагиат плох даже не сам по себе, он плох и опасен утратой творческой индивидуальности.

Можно ли составить план будущей новеллы и попытаться заранее увидеть будущий результат, в общих чертах? Да, можно. Некоторые авторы, пишущие в условиях наличия дэдлайна, так и поступают. Более того, свою работу они планируют с календарной точностью. Если начинающий автор не несёт никаких обязательств, в связи с новеллой, литературную работу лучше не загонять в строгие рамки дней или минут. Творчество не идентично забиванию гвоздей, и подчиняется совсем другим законам.

В качестве примера предлагаю новеллу, составленную мной в 2019 году. Её можно прочесть здесь: