Как развить литературные способности


Что такое «литературные способности»? Умение излагать словами мысли и чувства. Если такое умение присутствует, наличие литературных способностей можно считать свершившимся фактом. Задачи, стоящие перед блоггером, отличаются от задач, над которыми придётся работать, занимаясь искусством. Речь не о том, что проще – быть блоггером или литератором – а о том, что подразумевается развитие в разных направлениях. Блоггеру необходима точность и краткость изложения, плюс желательна яркость, необычность. Цель будущего литератора – подняться до создания образа, или, ещё выше, до создания символа. Литературные способности могут быть использованы для составления статей (очерков) public relation, и это принципиально другое. Для работы public relation обязательны некоторые навыки в маркетинге и рекламе. При наличии природных литературных способностей, как базиса, остальное подлежит изучению, освоению, шаг за шагом.

В любом случае, при составлении литературного текста, автору будет комфортнее, если тема и антураж ему хорошо знакомы. Имеющийся в распоряжении автора жизненный и профессиональный опыт – отличный и неиссякаемый источник вдохновения. Чтобы высказываться о проблематике, от которой автор далёк, придётся сначала потратить время на её изучение, хотя бы в общих чертах. При этом надо иметь в виду, что отсутствие у автора глубоких знаний по данному вопросу будет публикой быстро рассекречено. Поэтому изначально лучше занять позицию, которая сделает автора более сильным и убедительным. Говоря военным языком, всегда нужно стремиться контролировать командные высОты.

При составлении литературного текста упор будет сделан на создание образа, создание литературного героя. Один из главных атрибутов образа в искусстве – речь. Все люди говорят по-разному, в зависимости от возраста, места рождения и проживания, профессии, образования, воспитания, жизненного опыта или настроения. Достаточно прислушаться внимательно к оборотам речи двух разных людей, чтобы убедиться в том, что они кардинально отличаются. Не менее важно точно обрисовать для читателя привычки героя, его мировоззрение, приоритеты и мечты, внешность, и так далее.

Блоггер интересен читателям только в том случае, если он располагает какой-нибудь уникальной информацией и умеет ею поделиться. Речь блоггера, стиль изложения хороши в том случае, если повествование захватывающее. Одна из важных особенностей блоггерского подхода к составлению публикаций – умение построить длинную последовательность, постоянно поддерживая интерес читателей к теме, разворачивая её с разных ракурсов. «Умён тот, кто окружающих делает хотя бы чуточку умнее». Не помню автора цитаты (кажется, Сократ), но дело не в личностях, а в контексте. Блоггер ценен своим читателям как раз способностью, развлекая, поучать. Не обязательно поучать, можно просто информировать, привлекая новизной самой информации или новизной её трактовки.

Специалист по public relation будет иметь успех только в том случае, если научится точно ставить задачу на проведение пиар-кампании. Напомню, что public relation – это система мер по налаживанию долгосрочных взаимоотношений рекламодателя с целевой аудиторией. Можно сформулировать так: public relation – это система мер по формированию общественного мнения (опять же, не везде и всюду, а именно у нужной аудитории). Принцип постановки задачи прост: выявить у целевой аудитории негативные мнения; проанализировать их с целью выяснения причин; создать концепцию мер по изменению негативных мнений, или хотя бы по их ослаблению и нейтрализации; составить тексты и довести их до ведома целевой аудитории; засечь полученные результаты и внести в ход кампании public relation необходимые правки.

Развивать литературные способности можно самостоятельно, либо с привлечением консультанта, располагающего позитивным опытом в данном направлении. Эффективнее всего, по моему мнению, то и другое, вместе взятые.


PS Мои литературные миниатюры можно почитать здесь: