Как быть хорошим писателем

«Человечеству удалось бы избежать большого количества проблем, если бы оно договорилось о содержании терминов». Замечательное изречение Спинозы. В самом деле, что означает «хороший писатель»? Думаю, что по этому вопросу возможно столько же точек зрения, сколько на планете живёт людей. Поэтому сразу оговорюсь: высказываю мою, личную, точку зрения. Литературный процесс, и современный в том числе, можно разбить на две линии: коммерческая литература и литература произведений искусства. Коммерческая литература от некоммерческой отличается коренным образом. Книги, рассчитанные на коммерческий успех, имеют цель попасть во вкус читателя, удовлетворить его. Коммерческой литературе присуща некоторая приблизительность, упрощённость, а иногда прямая ложь во имя наживы. (Отмечу, что не имею ничего против коммерческой литературы, и вполне допускаю её существование). Произведение искусства, напротив, сообщает читателю вещи весьма неудобные, а иногда обличает, срывает маски. Как видим, ничего общего! Будем исходить из данности: есть два вида литературы, и быть хорошим писателем можно только в привязке к одному из них.

Что означает «быть хорошим писателем» в коммерческой литературе? Всё просто! Надо иметь коммерческий успех, то есть, книга должна хорошо продаваться. Если продажи есть, и издание данной книги финансово целесообразно (то есть, позволяет получить прибыль), значит писатель хороший! Я знаком с авторами, книги которых имеют коммерческий успех, и скажу определённо: свой хлеб они добывают титаническим трудом. Книга, предназначенная для коммерции, должна отвечать многим параметрам, которые определены издательством. Что это значит? Например, количество страниц должно быть строго определённым, ни больше, ни меньше. Темы существуют коммерческие и некоммерческие, и вырваться из этого круга практически невозможно. Что такое «коммерческая тема книги»? Сборник кухонных рецептов вполне может иметь коммерческий успех. Или книги из серии «7 способов обрести счастье». Лёгкие детективы, фантастика или мелодрамы также могут интересовать весьма широкий круг любителей. В чём ещё сложность труда коммерческого писателя? Есть такое страшное слово: дэдлайн. Текст книги писатель должен не просто сделать, а сделать в срок, указанный в договоре с издательством. При нарушении сроков подачи материала возможны финансовые санкции со стороны заказчика, утрата писателем репутации, со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Писатель, сочиняющий «нетленку», то есть, некоммерческие тексты, работает не под заказ (как правило). Поэтому выбор темы, формы и стиля повествования, объёма текста зависит только от него. Другими словами, некоммерческий писатель имеет гораздо больше степеней свободы, чем коммерческий. Хотя, бывают и исключения, но они лишь подтверждают общее правило. Некоммерческий писатель сначала создаёт книгу, а уже потом, с готовым материалом, обращается к издателям. Надо отметить, что и некоммерческий писатель также может иметь коммерческий успех, и таких примеров немало. Большое подспорье для некоммерческого писателя – наработанная популярность в определённом кругу читателей, наличие имени-бренда. И ещё одна важная деталь! Некоммерческий и коммерческий писатель иногда вполне комфортно уживаются в одном и том же человеке. То есть, один и тот же автор может подвизаться в самых разных жанрах, стилях, видах литературы.


PS Мои литературные миниатюры можно почитать здесь: