Проперция де Росси

Женщинам эпохи Возрождения было запрещено выходить из дома на улицу (без сопровождения мужчины). Им также было запрещено обучаться искусству. Им было запрещено прикасаться к мрамору для ваяния и к краскам для живописи. И ещё, им было запрещено созерцать, а значит и изучать, обнажённое мужское тело. Какой элегантный способ устранить конкурентов нашли мужчины, состоявшие в художественных школах и артелях! Поэтому в списке величайших скульпторов и художников Возрождения, увы, нет женских имён.

Нет? Есть! Проперция де Росси. В начале творческой карьеры она нашла способы обойти всевозможные запреты, и способы весьма оригинальные. Например, свой первый барельеф она выполнила вместо недоступного ей мрамора… на фруктовой косточке! См. иллюстрацию. Талант Проперции де Росси был настолько высокого полёта, что она добилась невозможного: победила в конкурсе на художественное оформление западного фасада базилики Сан-Петронио. Более того, ей было дозволено ваять из мрамора! См. иллюстрацию.

Она выполнила работу с блеском и, разумеется, получила гроши, и, разумеется, нажила завистников и врагов (из среды творческой интеллигенции). Груз сплетен и постоянных нападок оказался для Проперции де Росс неподъёмным. Она умерла в возрасте 40 лет, одинокая, в больнице для нищих.

Основоположник искусствоведения, Джорджо Вазари, в свои «Жизнеописания» величайших художников Возрождения включил лишь четыре женские биографии, среди них – Проперции де Росси.


PS Мои литературные миниатюры можно почитать здесь:






Комментарии