Иоанна Курстен


Ныне почти забытое имя Иоанны Курстен, голландской художницы XVI века, при жизни было известно далеко за пределами её отечества. Вплоть до Италии. К ней съезжались коллекционеры искусства со всей Европы. Без телевидения, без интернета и прочих средств коммуникации. Одна из её работ была продана втрое дороже, чем шедевр Рембрандта, “Ночной дозор”.

Делая такое сравнение, я должен отметить, что Рембрандт не был самым успешным художником в Голландии, с точки зрения коммерции. А с картиной “Ночной дозор” и вовсе вышел громкий скандал. Сначала заказчик не хотел её принимать. Потом всё-таки принял, однако вывешена она была совсем не там, где предполагалось. И потому большой кусок полотна был кем-то варварски отрезан (картина не помещалась в простенок). И, всё же, сравнение с Рембрандтом указывает на качество таланта Иоанны Курстен.

Для работы Иоанна Курстен применяла особую технику, в которой кроме неё не работал никто из её современников. Один лист бумаги она покрывала чёрной краской. На втором листе, такого же размера, прорезала ножницами или специальным ножом “окна”. Она научилась добиваться виртуозной тонкости и точности линий. Совместив два листа, она получала нечто похожее на гравюру.

Такую технику Иоанна Курстен изобрела не от хорошей жизни, а для того, чтобы обойти запреты. Дело в том, что женщинам той эпохи было запрещено обучаться искусству живописи и брать в руки палитру и кисть. (Нетрудно представить себе атмосферу благожелательности и взаимовыручки, которая господствовала среди богемы эпохи Возрождения. Одним словом - гуманисты). А вырезание из бумаги считалось “вторым сортом”, ремеслом, рукоделием, а не искусством.

Бумага - непрочный материал и относительно быстро разрушается. Поэтому подлинных работ Иоанны Курстен почти не сохранилось. На иллюстрации - фрагмент портрета короля Вильгельма III Оранского. Подлинник, хранится в городе Лейден (Голландия).


PS Мои литературные миниатюры можно почитать здесь:







Комментарии