Данте Алигьери

Живопись эпохи Возрождения олицетворяет Леонардо да Винчи. Скульптуру – Микеланджело Буонаротти. Литературу – Данте Алигьери. (Должен заметить, что высказываю своё личное мнение). Некоторые критики полагают, что на плечах Данте стоит вся эпоха Возрождения. По-моему, это утверждение вполне соответствует действительности.

Лучший способ говорить о Данте – помолчать. Во всяком случае, для меня. Но молчать не получится. Сегодня исполняется 750 лет со дня рождения Дуранте дельи Алигьери – Данте!

Поправка. Точная дата рождения Данте не известна. 26 мая 1265 года он был крещён, о чём сохранилась соответствующая запись. Википедия обходит стороной вопрос о месте рождения Данте, но оно известно – небольшой городок Римини, что на юге Италии. Эту версию подтверждает другой уроженец Римини, знаменитый кинорежиссёр Федерико Феллини, в фильме «Амаркорд».

В 1306 году Данте начал главный труд своей жизни – «Божественную комедию», и окончил её в 1321 году. В «Комедии» (изначально произведение называлось именно так) мало смешного. Во времена Данте комедией называлось литературное произведение со счастливым финалом. Эпитет «божественная» в названии появился благодаря усилиям благодарных потомков.

«Божественная комедия» по количеству персонажей, объёму изложенной информации, глубине образов сравнима разве что с «Илиадой» Гомера. Главное достоинство этой книги в том, что она подготовила титанический переворот в умах современников Данте.

В те времена и государством, и всеми общественными процессами в Италии управляла церковь. Её власть была повсеместна и непререкаема. Папа Римский считался не просто главой католической церкви, как сейчас, а наместником Бога на земле. В «Божественной комедии» целый ряд клерикалов, включая нескольких Пап, Данте… низвернул в Ад. Более того! Один из Пап оказался в восьмом круге Ада. (Всего кругов Ада в «Комедии» девять, и в девятом кругу находится падший ангел Вельзевул).

В центр мироздания, созданного в «Комедии», в Рай, Данте поставил девушку по имени Беатриче. Беатриче Портинари – возлюбленная поэта. Он наблюдал за ней, прячась, на улицах Римини. Когда он увидел её первый раз, ему было девять лет. Беатриче было восемь. Предположительно, ему удалось лишь дважды с ней говорить, в возрасте 9 и 18 лет. Впечатление от второго разговора он изложил в небольшом произведении «Новая жизнь»:

Цитата. Проходя, она обратила очи в ту сторону, где я пребывал в смущении, и по своей несказанной куртуазности, которая ныне награждена в великом веке, она столь доброжелательно приветствовала меня, что мне казалось — я вижу все грани блаженства. Час, когда я услышал ее сладостное приветствие, был точно девятым этого дня. И так как впервые слова ее прозвучали, чтобы достигнуть моих ушей, я преисполнился такой радости, что, как опьяненный, удалился от людей; уединившись в одной из моих комнат, я предался мыслям о куртуазнейшей госпоже. Когда я думал о ней, меня объял сладостный сон, в котором мне явилось чудесное видение. Конец цитаты.

Данте пронёс своё чувство через годы, так никогда и не посмев признаться в нём Беатриче. Он женился лишь после её смерти. Беатриче венчает «Комедию», и завершает картину Рая.

Чтобы представить себе всю грандиозность замысла Данте, достаточно вспомнить, что между словами «женщина» и «ведьма» в эпоху средневековья стоял знак равенства. Доказать свою непричастность к колдовству и чарам женщина могла только одним способом: утонув в реке. Клерикалы считали женщину существом, лишённым души и способности чувствовать.

И это были не перегибы на местах, а официальная идеология, которая навязывалась обществу несколько веков. Ватикан изрядно потрудился над тем, чтобы уравнять женщину в правах с домашним скотом. Ему это удалось! И вдруг какой-то провинциальный рифмоплёт возносит «ничтожество» на заоблачные высоты! Весь многолетний труд дружного коллектива инквизиторов насмарку.

Похоже, Римские Папы были не слишком довольны содержанием «Комедии». Музыка дантовых терцин не привела их в благоговейный трепет, поэтому половину жизни Данте провёл в бегах. Ищейки Игнасия Лойолы гонялись за ним по всей Италии, в надежде на резонансное аутодафе. Но тщетно.

Данте умер в 1321 году и был похоронен в Равенне – но Ренессанс уже стартовал, набирал силу, и был необратим.


PS Мои литературные миниатюры можно почитать здесь:
https://proza.ru/avtor/oleggonchar1357





Комментарии