Как писать хороший текст

Для того, чтобы улучшить качество художественного текста, Лев Толстой советовал начинающим литераторам текст сокращать, сокращать и ещё раз сокращать. Все излишние подробности, отвлекающие от основной линии повествования, должны купироваться. Своеобразная самоцензура, которую автору надлежит вводить в обязательном порядке.

Лёгким для читательского восприятия является текст, который сформулирован с соблюдением классических правил построения сюжета. Согласно этим правилам, основные компоненты сюжета таковы: завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Что в литературе подстёгивает действие? Конфликт! Чем острее конфликт, тем активнее будут действовать персонажи, и тем более захватывающим для читателя будет повествование.

Читателю интереснее то, что ему не известно. «Ужасно интересно всё то, что неизвестно», - поёт героиня популярного мультфильма. Познавательность литературного материала создаёт читателю дополнительные стимулы взять в руки именно эту книгу. Мало известные географические точки, обычаи, и всё, что принято называть словом «экзотика», создают особую атмосферу, в которую легко погружается читатель.

В литературе и драматургии есть приём, который называется «неожиданный поворот». Неожиданный поворот может случиться в сюжете, в поведении или мировоззрении героя, в перемене стиля и антуража всего повествования. Неожиданные повороты разнообразят впечатления читателя, помогают автору уберечь читателя от скуки. Скука – один из злейших врагов литератора, который подстерегает его на пути к сердцу читателя. «В литературе все жанры хороши, кроме скучного», - говорил Лев Толстой.

Особенности языка, которым ведётся повествование, также влияют на успех автора. Длинные, витиеватые фразы мешают читателю воспринимать текст. Наоборот, короткие и логично построенные фразы и предложения создают у читателя чувство, что автор как будто оперирует его словами, его мыслями, его чувствами. «Смешное предложение нужно холить и лелеять, ласково поглаживая его по подлежащему», - говорили Ильф и Петров (авторы знаменитого романа «Двенадцать стульев»). Мнению признанных классиков можно доверять! И даже нужно.

Автор в своих произведениях, по большей части, обращается к современникам, а не к потомкам. Поэтому знакомые читателю коллизии, типажи, ситуации, изложенные в тексте, облегчают ему понимание (чувствование). Знаменитый принцип «вчера в газете – завтра в куплете» никто не отменял! От литератора публика, конечно, ждёт разговора именно на современные темы, в контексте того, что она может видеть дома, на работе, в семье. Исключения из этого правила могут быть. Интерес к музыке Баха возник через 100 лет после его смерти, благодаря Бетховену, который случайно обнаружил его рукописи. Возможно, есть подобные прецеденты и в литературе, но они всё-таки исключение из правила, а не правило. Нужно ориентироваться на вкусы и запросы современников!

Автор сможет сделать текст убедительным и насыщенным только в том случае, если хорошо знаком с той средой, которую описывает. Что означает «хорошо знаком»? Не поверхностно. Автор может увлечь читателя знанием тонких подробностей, которые не известны широкому кругу. Ещё интереснее, когда автор умеет показать скрытые пружины, которые управляют какими-то процессами, слоями общества, кастами. Чтобы рассказать тайны, надо их знать наверняка, подробно и аргументировано. Лично меня не впечатляют разные «теории заговора», в рассказе о которых каждое предложение начинается со слова «возможно». Возможно да. А, возможно, нет. Возможно, как угодно. Повествование должно быть в меру абстрактно (поскольку искусство это не фотоаппарат), и в меру конкретно. Правильный баланс абстрактного и конкретного создаст у читателя иллюзию реальности событий, происходящих в произведении.


PS Мои литературные миниатюры можно почитать здесь: