Как стать хорошим писателем

Что означает словосочетание «хороший писатель»? Если выйти на улицу и остановить 100 человек методом случайного выбора, то получится сто разных ответов на этот вопрос. Чтобы не растекаться мыслию по древу, выскажу своё собственное мнение в кратком варианте.

Хороший писатель, во-первых, обязательно в чём-то уникален. Индивидуален. То есть, те эмоции, которые я получаю при чтении его текстов, я от других авторов получить не смогу. Я говорю не о творческом уровне писателя, не о том, насколько он приблизился планке, которую задали классики литературы. Прочитанное мной может быть весьма скромно, и по содержанию, и по форме – неважно! Для меня не это важно. Повторюсь, если автор открыл мне что-то новое, новую коллизию, новое чувство, новое мировоззрение, я к его работам вернусь ещё не раз.

Во-вторых, я не стану читать и принимать всерьёз тексты, которые составлены методом «холодной ковки». Меня увлечёт и поведет за собой только искренний автор. Как отличить текст такого автора? Очень легко! Искренний автор пишет как бы сам для себя, он высказывает то, что наболело, накипело, и просится в строчки, на бумагу.

«Самое оригинальное – быть честным. Будьте оригинальны». Даниил Гранин. Искусство основано на феномене заразительности чувства, который хорошо знаком каждому из нас: если один маленький ребёнок заплакал, вскоре заплачут все маленькие дети, находящиеся поблизости (даже если плакать в тот момент они не собирались). Здесь важно, чтобы дети были одинаково маленькие, то есть, на одном уровне эмоционального и ментального развития. То же самое происходит и со взрослыми людьми: если нам рассказывают весёлый анекдот, мы смеёмся – то есть, заражаемся тем чувством, которое нам пытается передать рассказчик анекдота. Благодаря этому феномену, я легко проникнусь чувством, которое водило рукой автора, и погружусь в него с головой. И такого писателя, искреннего, заинтересованного, неравнодушного, я тоже буду считать хорошим. Несомненно!

Есть разные трактовки назначения искусства в жизни общества. Мне ближе позиция такого писателя, который своё творчество и свой талант хочет поставить на служение людям. Что это означает? Если писатель своим творчеством призывает людей к единению, к поиску согласия, к милосердию, то для меня такой писатель хороший. И наоборот: писатель, сеющий вражду и нетерпимость, призывающий к противостоянию, к насилию, для меня плохой. Разумеется, говоря о противостоянии, я не подразумеваю ситуации, в которых оно может быть оправдано. Когда, например, на страну напал внешний агрессор, сопротивление ему необходимо и должно считаться гражданским долгом и героизмом (таковы реалии мира, в котором мы живём). Я считаю, что, разбив и прогнав агрессора, сообщество спасёт от мук и страданий большое количество людей, потому всегда пойму и приму позицию писателя, который в такой ситуации призывает к ответному насилию над врагом.

Хорошим я считаю писателя, который излагает свои мысли и чувства просто и доступно. Писатель, старающийся нарастить объём своего произведения за счёт неоправданных длиннот, бессмысленных подробностей, напоминает мне продавца, который пытается навязать мне ненужный и, к тому же, некачественный товар. Логику такого писателя я понять могу: ему нужно выполнить договор с издательством, и в срок представить заданное количество листов. Однако, поняв, и проявив снисхождение, я всё же буду считать его плохим профессионалом. Хорошим писателем я считаю такого, который заботится о ясности, точности и краткости формулировок, которые он предлагает читателю.

Мне на глаза когда-то попался совет полуночнику, который не может вовремя уснуть: «Погуляйте на свежем воздухе, придите домой, и начните читать исторический роман». Хорошим писателем я могу назвать только такого, который умеет увлечь своих читателей. Литературный текст хорош, если захватывает моё внимание буквально с первых строк, и не отпускает до финальной точки. Скучным может быть кто угодно, только не писатель!


PS Мои литературные миниатюры можно почитать здесь: