Как создать литературного персонажа

В своём философском труде «Поэтика» Аристотель указал на то, что двигателем творческой деятельности человека является его стремление подражать реальной действительности. Цель подражания – познание законов существования и развития человеческого духа.

Литературный образ – отражение действительности, преломлённое через призму творческой индивидуальности автора. Понятие «образ» применяется в узком смысле, идентичном понятию «персонаж», и в широком смысле, как «образ реальной действительности».

Несколько слов об образе, как персонаже. Персонаж должен быть конкретен. Чем литературный персонаж конкретнее, тем глубже его влияние на читателя. Автору надлежит сообщить читателю пол персонажа, его возраст, место и время жизни, профессию, особенности полученного образования и воспитания, привычки, и т.д. Только тогда писатель может быть уверен в том, что читатель поймёт его именно так, как ожидается. Сообщать эти сведения лучше не в виде анкеты (хотя, в литературе бывает и такое), а в виде поступков персонажа, его мыслей, оценок, эмоциональных состояний. Если персонаж, выведенный автором, недостаточно конкретен, то его смысл может быть понят читателями неверно. Либо не понят вообще. К примеру, чтобы оценить поступок человека, читателю необходимо знать: он совершён мужчиной или женщиной. (Мой пример утрирован, вполне намеренно, чтобы продемонстрировать возможные последствия недостаточно конкретного раскрытия персонажа автором).

Языковые характеристики персонажа чрезвычайно важны, поскольку именно они делают персонаж узнаваемым. Речь персонажа зависит от его пола, и от возраста, и от многих других факторов. Если слова, произнесенные одни персонажем, можно произвольно перенести в уста другого, значит литературный труд проделан писателем неаккуратно. В речи персонажа, как в капле воды, отражается его биография, а в биографии персонажа отражается эпоха. Язык персонажа должен быть индивидуальным, но, при этом, чрезмерное количество диалектизмов перегружает его и затрудняет понимание. То же самое можно сказать о жаргонных словах и об арго: баланс в пользу литературных и общеупотребительных слов расширит читательскую аудиторию.

Трактовка персонажа (образа) зависит от литературного стиля, который использован автором. Наиболее популярные литературные стили: реализм, романтизм, сюрреализм, натурализм, авангардизм. Иногда слово-понятие «литературный стиль» путают со словом-понятием «литературный жанр». Я исхожу из классического определения понятия «жанра», которое дал Аристотель. Жанров, в классическом понимании, существует только два: трагедия и комедия. Даже сюрреализм, весьма свободный литературный стиль, всё-таки может быть комическим или трагическим. Реалистической литературе свойственно создавать персонажи, которые являются носителями качеств человека, типичных для данной эпохи и территории. Романтизм предполагает идеализацию персонажа, то есть акцентирование некоторых, отдельных, свойств его натуры. Сюрреализм уходит от узнаваемой реальности и изображает иллюзии, ассоциации. Натурализм отличается подробным (фотографическим) отображением действительности. И, наконец, авангардисты предпочитают гиперболизацию, в сочетании с примитивизацией образов и персонажей.

Образ как символ, или персонаж как символ. Один из самых ярких примеров – Дон Кихот, созданный Сервантесом. Писателю удалось обрисовать своего героя настолько ярко и точно, что «донкихотство» стало нарицательным. О Доне Кихоте мы говорим, практически, как о живом человеке, существующем вне времени и территории. Такими же персонажами-символами можно назвать Остапа Бендера (авторы Ильф и Петров), бравого солдата Швейка (автор Ярослав Гашек) или Отелло (Шекспир). Создание персонажа-символа не может быть творческой задачей писателя – скорее это творческая удача, основанная на долгом совершенствовании писательского мастерства.

PS Мои литературные миниатюры можно почитать здесь:


Комментарии