Как надо писать чтобы стать хорошим писателем

Как надо писать, чтобы стать хорошим писателем? Прежде чем ответить на этот вопрос, надо сначала ответить на другой: что такое «хороший писатель»? Здесь не всё так очевидно, как может показаться на первый взгляд. «Какой музыкант лучше? У которого денег больше!», - говорит один мой знакомый, джазовый гитарист. Его логика ясна и, вероятно, имеет право на существование. В той же логике, лучший писатель тот, тексты которого хорошо продаются – но всегда ли это верно? Книга Гитлера «Майн кампф», при жизни автора, отлично продавалась. Можно сказать, шла нарасхват. Надо признать, что она и сейчас имеет спрос, в определённых кругах. Значит ли это, что книга «Майн кампф» действительно хороша? Лично я так не думаю. Фантазии, изложенные Гитлером в этом эпохальном труде, автору удалось реализовать на практике, и это привело к гибели трёхсот миллионов человек (как минимум). А сколько было искалечено? Сколько судеб изломано? Определённо, качество литературы определяется не количеством проданных экземпляров. 

Оскар Уайльд, Эдгар По, Франц Кафка – имена писателей, которые в 21-м веке приобрели всемирную славу. Именно в 21-м! При жизни они не могли заработать деньги литературой даже для того, чтобы содержать лично себя и свою семью. Кстати, Франц Кафка ушёл из жизни в 1924 году, никем не понятый и не признанный, а через год, в 1925 году, была впервые опубликована упомянутая выше «Майн кампф» – и её почему-то и поняли, и приняли. Творчество Эдгара По породило десятки последователей по всему миру, а творчество Оскара Уайльда стало классикой, которую разобрали на цитаты. Впрочем, классиками можно считать всех троих, поскольку испытание временем они выдержали достойно. Неприятие их творчества, со стороны современников, очевидно, не означало плохое качество текстов этих писателей, что было наглядно доказано потомками.

По каким маркерам, всё-таки, можно отличить хорошего писателя? Такие маркеры есть, и самый важный из них – искренность. Искренность! Если творческий процесс писателя стимулируется не деньгами, не директивами, а осознанной потребностью души, то оно найдёт своего читателя. В этом утверждении я не сомневаюсь ни секунды. Лев Толстой в своё трактате «Что такое искусство» высказал мысль о том, что искренность – непременный и главный признак, по которому подлинное произведение искусства можно отличить от подделки. Подделка может быть выполнена мастерски, даже виртуозно, однако, лёд есть лёд, и, прикасаясь к нему, ощущаешь холод. Поправка! К сказанному сразу надо сделать существенную поправку. Дело в том, что, составляя «Майн кампф», Гитлер, вероятно, был вполне искренним и свято верил в свою какую-то мифическую «миссию». Чего человечеству стоила подобная искренность, искренность вандала, нам всем известно. Стало быть, писатель хорош только в том случае, если пафос его творчества является жизнеутверждающим. Творчество, призывающее к взаимопониманию, толерантности, объединяет людей и создаёт предпосылки для обретения счастья каждым из них. А если счастлив каждый в отдельности, то счастливо и всё сообщество, поскольку человек существо общественно-зависимое (термин придуман мной, но, надеюсь, его содержание не двусмысленно).

Два слова о доступности писательского творчества, и об элитарной культуре. «Моё творчество обогнало время, до его понимания нужно дорасти», - под таким лозунгом творят некоторые литераторы. Они называют себя представителями элитарной культуры, я же называю их обычными снобами. Не вижу принципиальной разницы между этими понятиями. Не читатели должны «дотянуться» до писателя, а писатель обязан говорить со своей аудиторией понятным ей языком, о понятных ей вещах. (Возможно, проблема Оскара Уайльда или Франца Кафки была именно в том, что они не позаботились о том, чтобы быть понятными широкому кругу читателей). С моей точки зрения, литературный снобизм не способствует раскрытию настоящего таланта, а наоборот, загоняет его в узкие рамки, как в клетку.


PS Мои литературные миниатюры можно почитать здесь: