Истории о бабушках

В моём дворе, через подъезд от меня, жила бабушка лет семидесяти-восьмидесяти. Её имени я не знаю, потому что все, от мала до велика, называли её Борисовной. Вместе с ней в тесной “двушке”, на первом этаже пятиэтажки, жили её сын с женой и внук. Внука звали Саша, он был на несколько лет моложе меня. Хорошо помню густые седые волосы Борисовны. Опухшие и потемневшие от варикоза ноги. Выцветшие радужные оболочки глаз. И громкий, хотя и надтреснутый, голос. Подозреваю, что крикнув внутрь стакана, она разнесла бы его вдребезги, как Фёдор Шаляпин.

Саша добрался до школьного экватора, до пятого класса, когда его родители умерли, и он остался на попечении бабушки. Борисовна вступила в пору испытания, которое можно назвать военным термином “приказано выжить любой ценой!”. Она отводила Сашу в школу, и забирала после занятий. Потом выпускала его на улицу гулять, а сама занимала пост наблюдения на балконе. И весь двор слышал её замечания: “не трогай кошку, она лишайная”, “не влезай на дерево, упадёшь”, и прочее. Саша, надо сказать, рос мальчиком любопытным и подвижным. Вечером Борисовна со скандалом загоняла Сашу домой, делать уроки, и исчезала со своего наблюдательного пункта.

Иногда я наблюдал за тем, как Борисовна направляется в продуктовый магазин за покупками. Она шла медленно, выверяя каждый шаг и ступая мягко, как индеец. Через некоторое время она возвращалась обратно, так же осторожно, с авоськой в руках. И так день за днём. Никаких импровизаций. К счастью, в то время у пенсионеров была хорошая пенсия, на уровне зарплаты молодого инженера, а коммуналка стоила гроши. Интересно, что Борисовна делала бы сейчас? Впрочем, она пережила войну и оккупацию и, конечно, была мастером по выходу из безвыходных ситуаций.

Случалось разное. Я помню Борисовну и смеющейся, и с потерянно-извиняющимся выражением глаз. Как бы там ни было, она смогла дотянуть Сашу до выпускного класса, и даже купила ему приличный костюм по такому случаю. Саша превратился в высокого стройного шатена. Много лет спустя у меня возникла острая необходимость в установке городского телефона. Я пришёл в Телеком, и среди лиц сотрудников приметил знакомое. Саша! Ухоженный, аккуратно одетый, не пьяный и при деле. В то время устроиться на работу в Телеком было насколько сложно, настолько и выгодно.

Для моих сверстников, в детстве, слово “бабушка” было особенным. Для некоторых священным. Мы не всегда вели себя так, как хотели наши бабушки, но воспоминания о них наша память хранит десятилетиями. Это впечатления, которые не будут забыты никогда. Не могут быть забыты. Не должны быть забыты.


PS Мои литературные миниатюры можно почитать здесь:

Комментарии