Харьковская гимназия-интернат для слепых им. В. Г. Короленко

Музыкальная школа имени Коляды. Храм искусства на Сумской, устроенный в бывшей конюшне. Пока дочка занималась со своим преподавателем по фортепиано, я сидел в коридоре и читал Хемингуэя. Старик Сантьяго как раз в темноте направлял свою лодку в открытое море, когда громко хлопнула входная дверь. Я оглянулся и увидел парня лет тринадцати. Как сейчас говорят, тинэйджера. Он вошёл в школу бодрым шагом, уверенно, как к себе домой. Подойдя к парадной лестнице, он споткнулся об первую ступеньку и в коридор уже буквально вбежал, суматошно размахивая руками в поисках равновесия. «Смешной!», - подумал я. Он постучал в одну из дверей, нырнул внутрь, не дожидаясь ответа, и через минуту из аудитории до меня донеслись звуки скрипки.

Когда урок у дочки окончился, я сложил книгу в пакет, выслушал замечания преподавателя, и мы направились к выходу. По дороге к метро я рассказал ей про смешного парня, которого наблюдал. Рассказ был в моём стиле, со стёбом. Мирослава выслушала, не смеясь, и уточнила:

- Коренастый такой? В светлой джинсовке?
- Да.
- А! Он слепой. Или почти слепой. Он из интерната слепых детей.
На несколько секунд я умолк.
- Как же он играет на скрипке, если слепой?
Дочка пожала плечами:
- Не знаю. Как-то играет.
Я снова умолк.
- А кто за него платит?
- Никто. Музыкальная школа взяла над интернатом шефство.

Отчётные концерты музыкальной школы им. Коляды всегда проходят в малом зале ХАТОБа, при стечении толп родителей. Меня попросили помочь перенести кое-какие вещи, необходимые для концерта, и так я оказался в холле интерната. В коридорах было тихо. Иногда слышались детские голоса и смех. Мимо меня несколько раз прошли стайки школьников, человека по два-три. Они держались за руки: у кого зрение получше, вёл за собой остальных. Взаимовыручка и взаимопомощь, как повседневность, как образ жизни. Дети были одеты в тщательно отутюженные костюмы, белый верх, тёмный низ. Волосы у девочек были аккуратно причёсаны и уложены. Я ждал команду на выход, но мне нравилось здесь находиться. Я как будто попал в коммуну. Коммуну по-харьковски.

Сводный хор интерната на концерте не ударил в грязь лицом, показал всё, на что способен. Зал взорвался аплодисментами. Я тоже хлопал в ладоши, и смотрел за тем, как дети, взявшись за руки, друг за другом, уходят за кулису. «Нас не нужно жалеть. Нами нужно восхищаться». Это девиз учащихся Харьковской гимназии-интерната для слепых им. В. Г. Короленко). Тогда я его уже знал, и очень старался не жалеть, и восхищался.


PS Мои литературные миниатюры можно почитать здесь:



Комментарии